В канун отмечаемого сегодня Дня Колумба университет Гранады завершил своё 22-летнее исследование и пришёл к выводу, что первооткрыватель Америки был… евреем. Для меня и тех, кто худо-бедно (более-менее, кое-как, понемножечку-помаленечку, на худой конец) следит за моим, нагло говоря, творчеством – это не новость. И в подтверждение этого ниже я повторю часть рассказа “Сказ про марранов”, который, кстати, вошёл в новую книжку “Красный волк”. Но вчерашнее известие мир всколыхнуло прилично: все уважающие себя американские СМИ обсуждали новость. Уже с утра читатель А.Н. из Лонг Гров написал мне, что теперь уж точно памятники Колумбу, сброшенные в Чикаго во времена мэра Лайтфут, на постаменты не вернут. А вот и вернут! Оковы тяжкие падут, антисемитов вдруг не станет, и дураков простынет след!
Да ладно, шучу… Но лишь относительно дураков. Потому что Христофор Колумб – действительно еврей! Теперь официально. Итальянцы, подававшие в суд за снос памятников “генуэзцу” – в шоке, тоске и унынии. За кого боролись? Получается, что гордость Италии и Испании, первый нелегальный иммигрант Америки – еврей? Над барселонской Рамблой, по которой проходят пропалестинские шествия – нависает иудей? Зураб Церетели напрасно корпел над трехметровым крестом, когда ваял памятник для Пуэрто-Рико? Страна в Южной Америке, город в Огайо, улицы, школы, космические корабли – всё это посвящено еврею? Да, да, да – плохо дело! К такому выводу пришли к выводу эксперты ДНК в ходе многолетнего расследования истинного происхождения одного из самых знаменитых первооткрывателей в истории. Исследования, проводившиеся в течение 22 лет, позволяют утверждать, что Колумб был не моряком из Генуи, как считалось ранее, а на самом деле происходил из семьи еврейских прядильщиков шелка из Валенсии. Экспертиза костей Колумба и его сына Эрнандо показала еврейское происхождение, что исследователь скрывал во времена, когда евреи подвергались гонениям в Испании и других частях Европы. Это открытие стало кульминацией двух десятилетий расследования, возглавляемого Антонио Лоренте, профессором юридической и судебной медицины в Университете Гранады. Оно было представлено в документальном фильме испанского телевидения в минувшую субботу вечером, приуроченном к национальному празднику Испании. “И в Y-хромосоме, и в митохондриальной хромосоме Эрнандо есть черты, указывающие на его еврейское происхождение”, – заявил профессор Лоренте (на снимке – могила Колумба в Кафедральном соборе Севильи, скульптурная группа состоит из королей Кастилии, Леона, Арагона и Наварры, несущих гроб первооткрывателя).
Франсеск Альбарданер, историк, который и раньше много писал о том, что Колумб происходил из каталоноязычной Восточной Испании и “подозревал его еврейство”, объяснил, что в XV веке быть евреем и родом из Генуи было фактически невозможно: “По закону того времени евреи могли проводить в Генуе только три дня за раз”, – сказал Альбарданер. По его словам, его собственное исследование показало, что Колумб был выходцем из семьи еврейских прядильщиков шелка из региона Валенсия. В том же 1492 году, когда Колумб высадился на острове Гуанахани на Багамах, католические монархи Испании – королева Изабелла Кастильская и король Фердинанд II Арагонский – приказали изгнать всех евреев, которые не соглашались принять христианство. “Христофору Колумбу пришлось всю жизнь притворяться, что он христианин-католик. Если бы он допустил хоть одну ошибку, то мгновенно оказался бы на костре”, – говорит г-н Альбарданер. Исследование ДНК показало, что Колумб солгал о своей семье: Диего Колумб был троюродным братом исследователя, а не братом, как он сказал испанскому суду.
Ключевой частью головоломки было установить, что останки Колумба, хранящиеся в гробнице в Севильском соборе, действительно принадлежат исследователю, несмотря на давние притязания Доминиканской Республики на то, что именно она является местом упокоения Колумба. Команда профессора Лоренте без сомнений установила, что севильские кости принадлежат Колумбу, благодаря близкому совпадению с ДНК, найденной в останках его сына Эрнандо, хранящихся в том же соборе.
“Что у нас осталось? – говорит Лоренте. – Испанская средиземноморская дуга, Балеарские острова и Сицилия. Но Сицилия тоже была бы странной, потому что в таком случае Христофор Колумб писал бы с некоторыми итальянскими или сицилийскими чертами. Поэтому наиболее вероятно, что его происхождение находится в испанской Средиземноморской дуге или на Балеарских островах”, – говорит ученый. Анализ около 40 сохранившихся писем, подписанных Колумбом, показывает, что в его письме на кастильском испанском языке не было итальянского влияния. Исследователи отмечают, что он даже писал письма в банк в Генуе на испанском языке. Альбарданер дополняет: “Во времена Колумба в Испании проживало около 200 000 евреев. На итальянском полуострове, по оценкам, их было всего от 10 000 до 15 000. На Сицилии еврейское население было гораздо больше – около 40,000 человек, но мы должны помнить, что Сицилия во времена Колумба принадлежала Арагонской короне”.
А теперь – обещанный выше рассказ (вернее, его часть):
СКАЗ ПРО МАРРАНОВ
(посвящается ныне опальному Хайму Авраамовичу Колумбеккеру (1451-1506), в честь которого сегодня в США не работают школы, почта, банки и правительственные учреждения)
…Однажды мы оказались на юге Испании в дни еврейских праздников. Моя жена наполовину русская, она вечно отвлекает меня от молитв как раз тогда, когда во мне пробуждается дух самаритян и караимов.
– Хочу фламенко! – повторяла она плаксивым тоном на утреннем пляже Пуэрто-Бануса. – Фламенко хочу…
– Так ты не приблизишься к Истине, – говорил я, откладывая Тору. – Борись с искушением. Не ешь плоды с Древа познания – в них соседствуют добро и зло, неотличимые друг от друга. Хоть раз попробуй сказать Змею “нет”…
– Это ты скажи “змею” “нет”, – сказала жена. – Вон вчера после встречи с тобой унесли Тодора Живкова.
– Не Тодора Живкова, а Здравко Тодорова, – сказал я. – И не я вызывал его на соревнования…
Короче, вечером мы поехали на фламенко в небольшое кафе на горе в Марбелье – в конце тяжелого по отпускным меркам дня: после двухчасового тенниса, 8-километровой пробежки по пляжу, до обидного поэтому обильного ланча и, увы, затянувшегося диспута со случайным партнером по теннису – неким Сережей из Серпухова.
Во время диспута Сережа ругал президента Путина (это было до войны) и сетовал по поводу жены, утратившей, по его словам, интерес к нему, Сереже, после появления внука. Постепенно привезенная им бутылка “Белуги” пустела и все обличительней становилась его речь, и даже получалось, что Путин и жена Сережи действуют коварно, планомерно, а, главное, заодно во имя ужасной цели – доведения его, Сережи, до чертиков.
Я сказал, что до чертиков его доведет все-таки водка, что хватит ему спаивать еврейский народ и, подарив книжку, ушел в номер, забывшись беспокойным 40-минутным сном. Я почему-то надеялся, что уж моя-то жена войдет в положение и не станет будить меня, но тщетно: я был разбужен, умыт, одет и посажен за руль. Дело в том, что когда моя жена рисует у себя в воображении романтический ужин с мужем при свечах на какой-нибудь средневековой площади и под звон каких-нибудь колоколов, то только ужасный теракт может разрушить ее планы.
Но в итоге мне пришлось признать, что она снова оказалась права. Ужин действительно оказался романтическим, площадь была чудесной, колокольный звон – оглушительным, а вино – волшебным. А официанта звали почему-то Симфони. Он объяснял почему, но я забыл, извините.
Последний раз я смешивал водку и вино очень давно – на борту роскошного лайнера “Ошеания” у берегов Бразилии, когда мой попутчик Володя из Майами (урожденный ленинградец) увидел, как из глубин Финского залива (а это было между Форталезой и Рио-де-Жанейро) выныривает летающий кит и совершает фигуры высшего пилотажа прямо над нами. Володя попытался перегнуться через перила балкона, чтобы воспарить с китом, но был тут же сбит с ног и бит по поникшей голове его собственной бдительной женой.
Я так испугался, что раз, но не навсегда, отказался от смешивания двух напитков. И вот, в Марбелье, это случилось. Я был оживлен и смешил жену признаниями в любви. Потом я сказал:
– До фламенко – целый час. Я уже говорил тебе, что во мне проснулся дух предков. Они отсюда. Я могу это доказать. Ты знаешь, что я здесь впервые. Вот если мы пойдем прямо, потом свернем налево, то выйдем на небольшую площадь с небольшой же церковью, оттуда надо пойти маленькой улочкой направо и практически в тупике мы увидим небольшой двухэтажный дом с четырьмя балконами и черепичной крышей. Там жили мои предки…
Недоверчивая жена решила, что прогуляться в любом случае имеет смысл. Мы пошли по озвученному мною маршруту и… уткнулись в двухэтажный дом с четырьмя балконами и черепичной крышей. Первый этаж занимал ресторанчик.
– Тут и тогда была таверна, – равнодушно сказал я окаменевшей от удивления жене.
– Как это возможно? – спросила она, когда дар речи вернулся.
– Дежавю, – сказал я. – Пепел сефардов стучит в мое сердце! Как сейчас вижу моего пращура, бережно укладывающего Тору в повозку в апреле 1492 года, ровно 532 года назад.
– Нет, а серьезно?
– А если серьезно, – сказал я, – то Игорь Гройсман с Сашей Грушевским были тут в мае и нарисовали план, как пройти к этому ресторанчику. Тут, по их мнению, великолепная риоха…
…Здесь я должен ненадолго оставить красавицу-жену с бокалом благородного вина сидящей за столиком и упрекающей меня в способности складно врать на протяжение сорока лет совместной жизни, и кое-что вам разъяснить.
Я как-то уже рассказывал о том, что Изабелла и Фердинанд (как советские институтские пособия почему-то величали Фернандо Арагонского) выгнали евреев. Я сознательно допустил неточность, чтобы подчернуть антисемитизм вельмож, отправивших, кстати, еврея Колумба на поиски богатств Индокитая.
То есть, выгнать-то они их выгнали, но не всех, а только тех, кто не захотел принимать христианство. Тех, кто принял, называли “конверсос”, то есть “новообращенными”.
Католические священники не без оснований подозревали их в том, что дома они тайно соблюдают иудейские обычаи и прививают своим детям любовь не к Иисусу Христу, а к Яхве. Но еще ужаснее, что многие “конверсос” выбились в люди настолько, что стали занимать ведущие места в армии, торговле, казнайчействе и даже при дворе.
Священники придумали выкрестам оскорбительное прозвище – “марраны”, что означало “свиньи”. Периодически проходили погромы, “марранов” прогоняли, но армия теряла боеспособность и дисциплину, торговля хирела, казна пустела, а двор изнывал без интриг и любовных приключений. Евреев зазывали обратно, но просили не высовываться. Не высовываться получалось плохо. И снова в обществе зрел праведный гнев. Евреи успокаивали общество, терпели зависть и стойко переносили погромы, а если и отлучались, то в экспедиции. Кстати, открытие Америки обязано этому обстоятельству в первую очередь.
Вот что пишет по этому поводу известный исследователь истории европейского еврейства Ефим Макаровский. Причем Макаровский, как в свое время Валентин Пикуль, пишет так, словно был очевидцем описываемых им событий:
“Второго августа 1492-го года. Ночь. Тишина. Палос спит. Таверны наглухо закрыты. Не светят окна бардаков. На темных улицах не слышен топот матросов, не слышны и пьяные возгласы в порту. Матросы спят тяжелым сном на кораблях, поутру отплывающих на поиск нового пути в Китай. Но почему традицию нарушил адмирал, и в ночь перед отплытием не дал повеселиться морякам? Запрет на ночь последнего загула был вызван тем, что их величества Фердинанд и Изабелла в солнечной Гранаде, в одном из сказочных залов Альгамбры, 31-го марта 1492-го года подписали “Эдикт об изгнании евреев”.
Каждый еврей, не принявший христианства и схваченный на испанской земле после 31-го июля, подлежал смертной казни, а у Колумба почти вся команда состояла из евреев. Третьего августа 1492-го года они покинули испанское побережье в поисках новых земель, а 12-го октября еврей Луис де Торрес, переводчик маррана Христофора Колумба, первым ступил на американскую землю”.
И далее:
“Христофором Колумба нарекли родители-евреи, надеясь таким образом облегчить судьбу новорожденного маррана… Чтобы добиться разрешения на снаряжение экспедиции, Колумб активно использовал связи влиятельных марранов того времени – министра финансов Дона Исаака Карбонеля, генерала Аврама Закуто, Королевского раввина Кастилии Абрама Старшего, Канцлера и Контролера королевского хозяйства Луиса де Сантангеля, управляющего камергера двора Хуана Кабреро и других высокопоставленных евреев. За Колумба просил даже будущий Генеральный Инквизитор Диего де Деза, который, несмотря на свое христианское рвение, вырос в семье, принадлежавшей к иудейской вере…”
И чтобы окончательно добить сомневающихся, приведу цитату из Гейне:
“Только евреи, дав своим кораблям такие имена как “Пинта” (то есть “Крашенная”), “Нинья” (“Детка”) и “Мэри галанте” (“Мэри-шлюха”), которую уже Колумб по ходу плавания переименовал в “Санта-Марию”, но судно для экипажа до конца оставалось именно “Мэри-шлюхой”, могли, не взяв с собой ни единого священника и даже ни одного монаха, могли пуститься в тартарары, к черту на рога, отрываясь от континентальных берегов далеко на Запад”.
А названия синагог в Толедо – все эти “Санта Мария ла Бланка” или “Дель Трансито”, которые до этого назывались нормальными иудейскими именами!
А вот кого, между прочим, Изабелла и Фердинанд действительно выгнали, так это арабов. Этим тоже предлагали оступиться от Пророка. Но они, в отличие от евреев, не согласились и просто обещали вернуться, что в последнее время прилежно и делали до прихода коронавируса. Так что ради исторической справедливости не стоит особо идеализировать беспринципных евреев Испании. Но и упрекать их тоже нельзя.
Если бы евреи вообще не были бы такими, мягко скажем, гибкими, то их бы просто не было. А так они есть. В том числе и в Испании. Есть даже один тореадор-еврей. Вернее, был, потому что корриду запретили. Сейчас он продает недвижимость. Между прочим, бывший тореро живет в Марбелье. И в синагогу не ходит. Потому что сегодня в Марбелье синагог нет. Мы хотели отпраздновать там Пасху, но выяснилось, что существует только Еврейский центр – комнатка 8 на 8. Центр собирался снять место для вознесения молитвы Всевышнему в одной из начальных школ и просил на своем сайте до 6 апреля выкупить билеты по 40 евро заранее. Судя по тому, что мероприятие отменилось, желающих не нашлось и мы отметили событие в ресторане “Вилла Тиберия” – в отместку тому самому, что в ранге кесаря преследовал древнеримских евреев на стыке эр.
P.S. Кстати, КНИГУ “КРАСНЫЙ ВОЛК” МОЖНО ПРИОБРЕСТИ за $17.52 (в США посылка идет 7-8 дней)или за 16 евро на:
https://bukinist.de/…/387095-krasnyj-volk-roman-v…
а также на Amazon (пока европейском, но с недорогой и быстрой доставкой по всему миру):
https://amzn.eu/d/8L9bTIT
“Красный волк” продаётся также на Ebay и Ozon:
https://www.ozon.ru/…/krasnyy-volk-roman-v-rasskazah…/
Александр Этман.