ВОТ ПРИЕДЕТ БАРИН…
December 19, 2024

Одиннадцать памятников конфедератам, удалённые из Капитолия три года назад по призыву тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, скорее всего вернутся туда. По крайней мере, на это намекнул избранный президент. Сто лет назад премьер-министр Чехословакии Ян Черный, друживший, кстати, с Ярославом Гашеком и не уступавший ему по части юмора, заметил: “”А не попробовать ли сразу возводить памятники на колесиках?”

Пока неизвестно, будет ли отменён запрет флагов Конфередрации уходящего руководства Военно-морских Сил США на территориях всех военно-морских баз, а также на кораблях и самолётах. Вы же не забыли, что в нашей совершенно обалдевшей (долго выбирал прилагательное) стране не так давно массово демонтировали памятники, чтобы не раздражать часть населения. Причём, этим занимались мэры, представляющие обе партии и все расы. О войне экс-чикагской “головы” Лори Лайтфут с Христофором Колумбом (которого, напомню, недавно в дополнение ко всем его посмертным несчастьям ещё и разоблачили как еврея) мы рассказывали не раз.

В чудесном городе Мобил на берегу Мексиканского залива, который когда-то был столицей Луизианы, но после франко-индейской войны отошел в Великобритании и потом был присоединён к Алабаме, безумный мэр Сэнди Стимпсон, белый республиканец, распорядился убрать с постамента памятник “Нельсону Конфедерации” – адмиралу Рафаэлю Сэмсу, командовавшему сначала легендарным (нейтрализовавшим 18 кораблей противника) рейдером Sumter, затем самым успешным в Гражданской войне военным кораблем Юга – рейдером CSS Alabama, а потом броненосцем Virginia II. Стимпсон подчеркнул, что это – его собственное решение и никак не попытка переписать историю, а “всего лишь необходимое действие по устранению провоцирующего фактора”. Жители Мобила построили и подарили Сэмсу дом, в котором он умер в 1877 году. Мы тогда отправили мэру письменный вопрос: пойдёт ли он до конца и снесёт ли этот дом? Печальной иронии в Мобиле не поняли – “ваше предложение будет доведено до сведения комиссионеров”…

Исчез монумент в Индианаполисе, установленный в 1912 году в честь погибших в плену 1616 солдат и матросов Юга на месте их массового захоронения. Мэр Джо Хогсет, белый демократ и поныне мэр, также принял “волевое” решение. В Нэшвилле беснующаяся толпа свалила памятник Эдварду Кармаку, адвокату и владельцу газет, идейно противостоявших газете афроамериканки Иды Уэлсс в конце 19-го века. Власти Бирмингема (Алабама) тихо убрали памятник Чарльзу Линну, который вообще был шведом, родившимся в Финляндии, входившей тогда в состав России, но вместе с семьей переехал в Штаты и успешно воевал на стороне южан, возглавляя их флот. Перед этим толпа осквернила статую. Обкакавшиеся градоначальники той же ночью ликвидировали другой памятник – павшим ополченцам Юга. Надо притормаживать, потому что простое перечисление городов, в которых произошло подобное, займёт слишком много места.

В принципе, война против памятников началась в нашей стране еще в каденцию Барака Обамы, но продолжилась, отметим, при… Дональде Трампе (поэтому я и сдержан в прогнозах). Только за весну 2017 года власти Нового Орлеана убрали четыре монумента, посвященных солдатам Юга. Первым исчез памятник битве при Либерти-Плейс, которая произошла во время Реконструкции Юга после Гражданской войны. Бойцы “Белой лиги” (группы южан-ветеранов войны) с оружием выступили против полиции Нового Орлеана – я, оказавшись там на дне рождения друга, передавал репортажи об этом. За ним демонтировали памятники президенту КША (Конфедеративных Штатов Америки) Джефферсону Дэвису, генералу Роберту Эдварду Ли (его прямой потомок – Роберт Ли-четвертый гневно заклеймил предка и одобрил снос) и майору армии конфедератов Пьеру Гюставу Тутану де Борегару. Когда власти Шарлотсвилла в Вирджинии попытались снести монумент генералу Ли, начались протесты белых националистов. Вскоре штату пришлось объявить чрезвычайное положение из-за того, что акции переросли в столкновения с полицией. Монументы, посвященные конфедератам, в 2017 году убрали также власти Балтимора (Мэриленд) и Лексингтона (Кентакки). Но больше всего таких памятников убрали, что удивительно, в Техасе – 31. Всего же, по подсчетам правозащитной организации Southern Poverty Law Center, в каденцию Трампа в США были демонтированы 114 памятников конфедератам. Так что я повременю: вот когда хотя бы коллонада Капитолия обретёт прежний вид, тогда и… констатируем.

В “Изречениях царей и полководцев” Плутарх писал: “Победив Помпея, Цезарь приказал с честью восстановить его поверженные статуи. Цицерон сказал по этому поводу: “Умница! Восстанавливая статуи Помпея, Цезарь укрепляет свои собственные… Война с памятниками – позор”. Что надеялся донести до нас величайший историк древности? Во-первых, что стада глупцов сбрасывали памятники с постаментов и тогда. Во-вторых, что это низко.

Кстати, “мраморный коронавирус” столь же заразен: в Антверпене власти от греха подальше убрали с постамента памятник королю Бельгии Леопольду Второму (1865-1909), поскольку во времена конголезской колонизации он жестоко эксплутировал местное население. В Лондоне сбросили в Темзу памятник работорговцу Эдварду Колстону, а монумент в честь его конкурента на этом нехорошем поприще Роберта Миллигана власти убрали сами.

Конечно, торговля людьми – давно и справедливо заклейменное зло. Рабство, которого давно нет, в определенном смысле родственно нацизму. Памятники Гитлеру и его товарищам, к счастью, отсутствуют. Но памятники-то антисемитам – стоят по всему миру! И по всему же миру возвышаются памятники и убийцам, и провоцировавшим убийства! К их подножию приносят цветы. Именами многих из них до сих пор названы улицы, издаются их сочинения, их цитируют протестанты в университетах… Но это, оказывается, не страшно и не опасно, это просто свобода слова! Опасно, оказывается, другое, и руководство HBO Max рапортует об изъятии из открытого доступа фильма “Унесенные ветром”, получившего 8 “Оскаров” – за “романтизацию расизма, изображение этических и расовых предрассудков”…

Хочется переписать историю? Ну давайте! Но будьте последовательны. Из 56 человек, подписавших Декларацию о независимости США, 8 были плантаторами в чистом виде и почти все остальные владели рабами. Отмените тогда Декларацию, сочините новую. Но только что путного сможет создать союз конформистов, дураков, лицемеров и трусов, который придумали великомучеников и занялись демонтажем не памятников – государства! Вы думаете всё это закончится, когда придёт Трамп? Типа “Вот приедет барин…” Сомневаюсь. Вернее, не сомневаюсь в обратном:

“Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом – новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер”.

“Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…” Спросите нас – мы все это уже проходили в другой стране, той самой из четырёх букв, и её правопреемнице – и сносы памятников, и запрещение книг и фильмов, и наказы детям молчать на улице о том, что они слышат дома. Но главное, что нужно объяснить американским борцам с мёртвыми: сносы памятников, запреты, декреты, насаждение страха и чистки не помогают: кто был “никем”, тот стал “всем” исключительно в “Интернационале” Эжена Потье – песне, известной нам в переводе одесского еврея Арона Яковлевича Коца. На деле же “разрушители” старого мира и “строители” нового какими были, такими в основной массе и остались – и на государственном, и на бытовом уровнях. Что, к сожалению, и демонстрируют. И оставшись там, и приехав сюда.

Александр Этман.