И УМУ, И СЕРДЦУ…
September 7, 2023

***** Musee des Beaux-Arts de Lyon (20, place des Terreaux, 69001 Lyon, France, www.mba-lyon.fr (there is an English version of the web page, simply click the EN button). SPECIAL THANKS (Un remerciement particulier) to Sylvaine Manuel de Condinguy, Responsable des relations avec la presse.

Лионский музей изобразительных искусств – это великолепный образчик художественного музея. Расположен в бывшем монастыре бенедиктинцев. Коллекция музея представлена в 70 (!) галереях. Фонды музея включают произведения художественного и декоративно-прикладного искусства и монеты различных эпох, от Древнего Египта до XX века. Признан одним из самых значимых музеев Франции и Европы.

Как уже говорилось, до 1792 года здание музея было монастырём. Людовик XIV профинансировал большие реставрационные работы монастыря в XVII веке, отчего здание приобрело барочные черты. Во время Французской революции монастырь был ликвидирован, а в его помещении был обустроен Дворец коммерции и искусств (фр. Palais du Commerce et des Arts), в котором были выставлены произведения искусства, конфискованные у церкви. Со временем музей пополнился экспонатами археологического и естественного характера. В 1805 году при музее была основана школа рисования. В 1860 году помещение было переоборудовано в музей, планировка которого сохранилась и до сегодняшнего дня. В 1988?1998 годы были проведены большие реставрационные работы.

В коллекции музея представлены разные эпохи европейской живописи в от XV века до современности. Коллекция насчитывает около 2000 картин, 700 из которых выставлены на публичное обозрение.

Итальянская живопись представлена произведениями таких мастеров, как Николо ди Пьетро (Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию, между 1413 и 1415) Перуджино, Лоренцо Коста, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Каналетто, Франческо Гварди, Джандоменико Тьеполо (сын Джамбаттиста Тьеполо), Доменикино, Гверчино, Сальватор Роза, Лука Джордано, Джованни Паоло Панини.

Французскую живопись XVII века представляют такие художники, как Симон Вуэ, Никола Пуссен, Шарль Лебрен, Эсташ Лесюэр, Гиацинт Риго, Франсуа Буше, Грёз, Клод-Жозеф Верне.

Французская живопись XIX века представлена такими именами, как Жан Огюст Доминик Энгр, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Гюстав Курбе, Камиль Коро, Оноре Домье, Клод Моне, Эдуар Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Поль Гоген, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Гюстав Моро.

Испанская живопись представлена полотнами таких художников, как Эль Греко, Антонио де Переда, Хосе де Рибера, Франсиско де Сурбаран.

Немецкую, фламандскую и голландскую живопись представляют такие художники, как Лукас Кранах Старший, Ян Брейгель Старший, Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал.

Музей имеет очень богатую коллекцию живописи XX века, прежде всего благодаря дару Жаклин Делюбак. Среди художников XX века стоит упомянуть такие имена, как Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Анри Матисс, Жоан Миро, Франсис Бэкон, Жан Дюбюффе, Марк Шагал, Амедео Модильяни, Марсель Ру и др.

Отделение скульптуры имеет в коллекции около 1300 скульптур со времен Средневековья и до XX века. Особенно ценны две коллекции: скульптура Средневековья и Ренессанса; скульптура XIX – начала XX века. В музее можно осмотреть скульптуры итальянских мастеров школы Андреа Верроккьо, Донателло, Микеланджело. Французская скульптура представлена произведениями таких художников, как Куазево, Гийом Кусто, Пажу, Антонио Канова, Жозеф Шинар, Давид Дьанже, Жан-Жак Прадье , Жан-Батист Карпо, Фредерик Бартольди, Огюст Роден, Франсуа Помпон, Антуан Бурдель, Огюст Ренуар, Аристид Майоль, Осип Цадкин, Амадео Модильяни, Пабло Пикассо, Анри Лоран, Арман.

Древняя скульптура выставлена на первом этаже музея, а более поздние произведения ? в помещении бывшей часовни. Бронзовые скульптуры XIX века выставлены в музейном саду.

Искусство Древнего Египта является визитной карточкой отдела Древнего искусства. В 1895 году музей Лувр передал в Лион около 400 предметов древнеегипетского искусства. Коллекция значительно расширилась в 1954 году благодаря щедрому дару со стороны семьи египтолога Виктора Лоре. Наибольшую ценность имеют саркофаги Птолемея III и Птолемея IV, которые вместе с другими предметами передал музею в 1939 году египтолог Александр Варий. Египетская экспозиция музея занимает 9 залов.

Искусство Ближнего Востока и Месопотамии представлено в отдельном зале предметами искусства Шумера, Ассирии и Древней Персии. Отдел декоративно-прикладного искусства представляет 550 предметов со времен Средневековья до сегодняшнего дня, среди которых есть настоящие шедевры. Особого внимания заслуживают следующие экспонаты: Лиможские эмали из византийской слоновой кости, фаянс и майолика Ренессанса, интерьеры в стиле модерн Эктора Гимара, мусульманское прикладное искусство,
Керамика стран Дальнего Востока. С 1917 года в музее хранятся ценные образцы керамики Китая, Японии и Кореи. Редкие экспонаты иллюстрируют традицию чайной церемонии. Также представлена изрядная коллекция керамики в стиле модерн, в которой чувствуется японское влияние. А нумизматическая коллекция музея – самая богатая во Франции после Кабинета Медалей Французской национальной библиотеки. В отделе графики представлена большая коллекция рисунков, эстампов, гравюр, акварелей и пастелей. В целом 7500 произведений, из которых 5800 рисунков и 1700 гравюр.

Словом, не зря Лионский музей изобразительных искусств считают одним из самых значимых музеев Европы, а во Франции его записывают в тройку лучших после парижских д’Орсе и Лувра. Сегодня экспонаты его коллекции путешествуют по 70-ти музеям мира.

Встреча с прекрасным начинается еще в монастырском саду, населенном произведениями Родена, Бурделя и Майоля и окружающим дворец святого Петра. Этот архитектурный глоток “Вдовы Клико” с “закупоренной” музейной тишиной был возведен как женский монастырь во второй половине ХV века. После французской революции его просторные комнаты начали наводнять конфискованные у церковников картины и скульптуры. Вскоре здесь основали Дворец коммерции и искусств, а позже монастырь целиком превратился в музей.

Чтобы обойти все 70 выставочных комнат, ставших домом для античных коллекций древнего Египта, Ближнего и Среднего востока, Греции, Рима, предметов искусства, дошедших из Средневековья, а также творений прошлого века, потребуется немалая выдержка. Здесь собраны коллекции разных эпох. Подумать только: 2,5 тысячи картин, почти в два раза больше монет и медалей, а еще – 2000 предметов старины и 1300 скульптур.

Между прочим, именно здесь находится первая дошедшая до нас картина Рембрандта “Избиение камнями святого Стефана” (1625), написанная им в 19 лет. Вокруг христианского мученика художник расположил 21 фигуру. Все долгие месяцы, которые заняло написание картины, автор жил затворником в своей холодной мастерской.

Картинная галерея – наиболее привлекательная для посетителей часть музея. Период с Х по ХV век представлен экспонатами кисти французских, испанских, немецких, итальянских и голландских живописцев, среди которых можно встретить Рембрандта, Рубенса, Йорденса, более поздние времена представляют Энгр, Делакруа, Густав Курбе, а также лионские художники. В следующих залах – шедевры импрессионистов – Мане, Ренуара, Сислея, Дега, Моне, Ван Гога? И на сладкое – Жорж Брак, Марк Шагал, Наталья Гончарова, Амадео Модильяни, Анри Матисс, Пьер Боннар, Пабло Пикассо и Фрэнсис Бэкон. Во время посещения юга Франции и Испании художник имел возможность часто лицезреть корриду. В его студии были найдены многочисленные книги и открытки, посвященные матадорам.

Картинная и скульптурная коллекции музея условно разделены на тематические экспозиции. Вооружившись информационным буклетом, можно совершать самостоятельные экскурсии по интересующим живописным “станциям”. Как говорится, на любой вкус: от нагой “Одалиски” Прадье (Pradier) (1841), застенчивой Джульетты Шинара (Chinard) (1805-1806) до балерин Дега, таитянок Гогена и “Женщины, сидящей на пляже” (1937) Пабло Пикассо.

Кроме того, посетителям рассказывают о творчестве женщин-художниц: импрессионистки Берты Моризо (Berthe Morisot) и авангардистки Сони Делоне (Sonia Delaunay), которая, кстати, является уроженкой Украины. И еще один интересный штрих к женской экспозиции: 38 произведений искусства Лионскому музею завещала актриса Жаклин Делюбак (Jacqueline Delubac).

Упомянутое полотно “Женщина, сидящая на пляже” Пабло Пикассо – это портрет купальщицы, склонившейся к ногам и полностью поглощенной их лицезрением. Художник, по мнению экспертов, продемонстрировал на этом полотне исключительную свободу в изображении тела. Хотя из-за деформации оно практически лишено традиционных женских форм, кажется гротескным, если не сказать уродливым, при детальном рассмотрении можно увидеть, с какой нежностью автор подошел к написанию этих мягких изгибов, используя чувственные пастельные мазки. По одной из версий, купальщица – любовница Пикассо, Мария Тереза Вольтер, с которой он познакомился, когда ей было 17. Художник хоть и боялся обвинений в совращении несовершеннолетней, а также гнева супруги, Ольги Хохловой, смело заключал монуметальные формы любимой в масло и мрамор. Примечательно, что эта картина была написана в то же время, что и знаменитая “Герника”, и имеет с ней много общих черт.

Лионский музей изобразительных искусств открыт ежедневно, кроме вторника с 10.00 до 18.00, а в пятницу – с 10.30.
Телефон: + 33 (0) 472 10 17 40

***** Restaurant Paul Bocuse (40 Quai de la Plage, 69660 Collonges-au-Mont-d’Or – Beach dock, +33 4 72 42 90 90, reservation@bocuse.fr). Michelin 2 Star. Открыт с 20.00.

Теперь о гастрономической составляющей. В Лионе много мишленовских ресторанов. О выдающемся и едком певце застолий Рабле в Лионе незаслуженно подзабыли ввиду шестивекового барьера, но забвение Бокюза (а в январе исполнится всего 6 лет с тех пор, как он ушел) – поражает.

Не сказать о нем невозможно. Когда Поль Бокюз умер (у себя дома в Лионе, последние несколько лет страдая от болезни Паркинсона), ведущие средства массовой информации мира вышли с заголовками “Папа (pope) гастрономии умер”, “Гастрономия в трауре”. Президент Франции Эмманюэль Макрон в официальном сообщении назвал Бокюза воплощением французской кухни, а министр внутренних дел Франции, до этого 16 лет проработавший мэром Лиона, Жерар Коллон написал в твиттере: “Мсье Поль – это сама Франция”. Сам Бокюз относился к титулам философски. Французский ресторанный гид Gault & Millau объявил его шеф-поваром столетия еще в 1989 г. Culinary Institute of America (CIA, Кулинарный институт Америки) все же дождался конца XX века, но в 2011 г. тоже присудил это звание Бокюзу. Мэтр сказал тогда Le Figaro: “Нет высокой или низкой кухни. Есть лишь хорошая кухня”. Главным в жизни, по его признанию, была дружба: “От чего я получаю удовольствие? Поесть колбасы с приятелями да выпить стакан макона (сорт красного вина). Этого ничто не заменит”. А на вопросы о своей роли в изобретении “новой кухни” он отвечал, что громкой шумихой она обязана вмешательству СМИ, а не какой-то невероятной революционности.

Скромность украшает любого. Но Бокюз прекрасно осознавал свое величие. Поль Бокюз войдет в историю как один из вдохновителей “новой гастрономии”, основателем которой считается другой великий французский шеф – Фернан Пуан. В конце 1960-х-начале 1970-х Бокюз с единомышленниками продвигал кухню с акцентом на качестве и естественности продуктов и пониженной калорийности блюд. Хотя с тех пор представления о “пониженной калорийности” сильно изменились. Например, обозреватель Le Point так описывает кухню мэтра: “Стиль Бокюза? Marriage-a-trois между сливками, маслом и вином”. Это не очень близко к современным представлениям о правильном питании. Бокюз признавался, что любит простые и традиционные блюда вроде pot-au-feu (томленное в горшочке мясо с овощами) или boeuf bourguignon (говядина по-бургундски – мясо в густом винном соусе) и старается избегать суетливого приготовления пищи и “гороха, который режут на четыре части”. “Не надо менять рецепт, который работает”, – любил говорить Бокюз.

Первую звезду от ресторанного гида Michelin Бокюз получил в 1958 г., поступив на работу в отцовский ресторан, а в 1961 году был удостоен звания “лучший повар Франции”. Через год ресторан получил вторую звезду, а в 1965 г. – третью. С этого времени Бокюз непрерывно удерживал максимальный трехзвездочный рейтинг, что является мировым рекордом. Гостями Бокюза неоднократно становились президенты, королевские особы и знаменитости. А его самое известное блюдо – трюфельный суп V. G. E.: трюфели и фуагра, запеченные в курином бульоне под крышкой из слоеного теста. Бокюз впервые приготовил его в Елисейском дворце в 1975 г. на ужине по случаю своего награждения орденом Почетного легиона. Суп назван в честь французского президента Валери Жискара д’Эстена, вручившего Бокюзу награду. С награждением орденом Почетного легиона связана интересная история, пишет журнал Madame Figaro. В 1975 г. Бокюз получил письмо, что его собираются наградить, под ним стояла подпись Жискара д’Эстена. Бокюз был вне себя от радости. Увы, письмо было розыгрышем одного из его друзей. Но история дошла до самого президента, и он решил поддержать шутку, в самом деле наградив Бокюза орденом.

Вероятно, у Поля Бокюза не было шансов не стать поваром. Он родился 11 февраля 1926 г. в пригороде Лиона Коллонж-о-Мон-д’Оре в семье потомственных кулинаров (Бокюз – представитель восьмого поколения поваров), уже в восемь лет самостоятельно приготовил первое серьезное блюдо, в 15 лет начал работать учеником повара в лионском ресторане Soierie. Единственный перерыв в поварской карьере у Бокюза случился с началом Второй мировой войны, когда он отправился добровольцем на фронт. Во время сражения в Эльзасе Бокюз получил ранение, после которого ему сделали переливание крови в американском полевом госпитале, и в 1944 г. вернулся в Лион. Он поступил в ресторан La Mere Brazier, потом работал в трехзвездочном Lucas Carton в Париже под началом братьев Пьера и Жана Труагро, еще позже – в La Pyramide во Вьенне, недалеко от Лиона. Больше никогда Бокюз надолго не покидал не только регион Рона-Альпы, но и отчий дом. Шеф вспоминал в 2010 г. в эфире Radio Television Suisse: “Я всю жизнь прожил в том доме, в той комнате, где родился”.

Кстати, в упомянутом мною Hotel Le Royal Lyon на первом этаже находится Institut Paul Bocuse, где готовят управляющих отелями и ресторанами, а также поваров экстра-класса. Мы познакомились с некоторыми из них – были там и русскоязычные ребята. Всем им вскорости блистать. Институт ежегодно принимает около 650 студентов и предлагает разные программы обучения – от коротких интенсивных курсов для профессионалов и любителей до полноценного высшего образования: программы бакалавриата рассчитаны на три (кулинарный менеджмент) или четыре года (международный отельный и ресторанный менеджмент). В последний год обучения студенты выбирают одну из трех специализаций, которая и будет указана в дипломе. Основная часть обучения проходит в пригороде Лиона, в здании XIX в. и современном корпусе, в котором 12 лабораторий-кухонь, пять ресторанов (в том числе один экспериментальный), учебный бар, исследовательский центр, учебные классы, школы чая и кофе и дегустационный центр.

В статусе основоположника новой кухни Бокюз становится и международной звездой. Он много и охотно давал интервью, в 1972 г. он появился на обложке The New York Times, в 1975 г. – на обложке Newsweek, написал несколько книг: “Французская кухня Поля Бокюза” (1977), “Поль Бокюз на вашей кухне: введение в классическую французскую кухню” (1982), “Бокюз a la Carte” (1989) и “Поль Бокюз: полные рецепты” (2011). Бокюз никогда не чурался публичности и не стеснялся продвигать свое дело. “Бог более чем знаменит, но это не мешает проповеднику звонить в церковные колокола каждое утро”, – говорил он журналу People.

Он был обожаем. Но не всеми. Целомудренные зашоренные люди возмущались его личной жизнью, из которой он никогда не делал тайны и открыто жил с тремя женщинами – законной женой Раймондой и двумя любовницами. “Я обожаю женщин. В современном мире мы живем слишком долго, чтобы провести целую жизнь только с одним человеком. Я работаю так, будто проживу 100 лет, и мне нравится жить так, будто следующий день последний”. В 1945-м он встретил 16-летнюю блондинку Раймонду, а в 1946-м они поженились, и в следующем году появилась на свет дочь Франсуаза. Долгое время именно Раймонда держала бразды правления всей империей L’Auberge du Pont de Collonges – естественно, за пределами кухни, писал Madame Figaro.

Вторая женщина в жизни Бокюза почти тезка первой – ее звали Раймона. Раймона Карлю работала директором клиники, и в 1969-м она подарила Полю сына Жерома. Тот тоже избрал карьеру повара и последние годы занимается финансами отцовской компании. Наконец, Патриция Зизза вошла в жизнь Бокюза в 1971 г. Она руководит компанией Produits Paul Bocuse – посредника в торговле продовольственными товарами, напитками и изделиями из табака. В 2016 г. она показала оборот в 2 млн евро, сообщает интернет-ресурс Societe.com, специализирующийся на финансовой информации о компаниях. Дочь Патриции Ив-Мари помогала отчиму писать автобиографию. В этой ситуации Бокюз не видел ничего странного.

В 1980-х сияние новой кухни начало угасать, но влияние самого Бокюза только набирало обороты. В начале 1980-х Walt Disney пригласила его создать рестораны для французского павильона в Epcot Center (сейчас Walt Disney World) в Орландо, штат Флорида. Бокюз вместе с Гастоном Ленотром и Роже Верже открыл там ресторан Les Chefs de France, которым теперь управляет его сын Жером, выпускник Института Бокюза. Ресторан сервирует около 2000 блюд в день и приносит около $30 млн в год, пишет The New York Times. Параллельно Бокюз открыл рестораны и брассери во Франции, Швейцарии и Японии (в партнерстве с Hiramatsu Group). А сейчас под управлением компании Paul Bocuse находится свыше 20 заведений по всему миру.

В 2010 году Бокюз стал отходить от дел. После долгих переговоров он отдал часть своих акций, лишившись мажоритарного пакета в четырех ресторанах Лиона (речь об открытых в 1994-2003 гг. Nord, Sud, Est и Ouest), выручка которых за год до этого достигла почти 19 млн евро. Миноритарный пакет в них получила инвестиционная фирма Naxicap Partners за 4 млн евро. Постепенно управление бизнесом берет на себя Жером Бокюз. К семейному предприятию он присоединился в 1996 году, затем в 2006-м году выкупил отцовский ресторанный бизнес во французском павильоне Диснейленда во Флориде. За 10 лет, продолжает Les Echos, Жером утроил выручку до $36 млн в 2015-м штат достиг 300 сотрудников. Этот опыт пригодился ему, когда в 2015 году он купил 38% в инвестфирме Naxicap. Вместе с отцом он стал контролировать 64% Pol Developpement (ранее Nord Sud Brasseries), владеющей ресторанами Nord, Sud, Est, Ouest, Fond Rose, Marguerite, Comptoir de l’Est и Brasserie des Lumieres. Короче, сегодня всем заправляет Жером Бокюз. Судьба отдохнула на нем как на шефе, но бизнесмен он – отменный. Империя Бокюза перед его смертью насчитывала более 700 сотрудников, а выручка была около 50 миллионов евро.

Мы, признаюсь, были там два года назад и обратили внимание на то, что французские рестораторы вообще очень по-разному исполняли предписания своего правительства в отношении мер ковидной безопасности. Кое-кто внимательно изучал наши американские карточки вакцинации и фотографировал их, кое-кто делал это менее внимательно, а в Дижоне я по ошибке предъявил метрдотелю фотографическое изображение Illinois Motorist Report небольшого инцидента моей любимой тещи и был усажен с почестями за стол. Никаких дистанционных ограничений в подавляющем большинстве ресторанов не было и в помине, все дружно сидели бок о бок. Но Бокюз марку держал! Ресторан покойного мэтра прислал нам требования на двух электронных страницах. Одним из них было обязательное предъявление результатов PCR-теста. То есть, в страну было въехать проще, чем попасть в этот ресторан. Сейчас, впрочем, всё позабыто и беспечно, как и было всегда.

А. Марков.