Преимущество молодой нации над древними заключается в том, что ей трудно забыть своих основателей: имена 102 пассажиров торгового галеона “Мэйфлауэр” (в переводе – “майский цветок”, русское название этого представителя флоры напоминает змею – “эпигея ползучая”) американцы в принципе могут знать, потому что существуют списки. Другое дело, что не знают, потому что им на это, как и на многое другое, плевать, а также по другой причине (см. творческое наследие Михаила Задорнова).
Половина пилигримов (и, кстати, пуритан), прибывших на берега нынешнего Массачусетса в 1620 году, умерла, а оставшиеся в живых (и исключительно благодаря тому, что послушались советов индейцев и вспользовались подарками последних – звериными шкурами, едой, саженцами и семенами) в знак признательности устроили для них своеобразный приём годом позже. Поскольку никто из них домой не вернулся, родственники и знакомые первых американцев из любопытства отправились следом. Так и началась история страны, которой суждено было стать Соединенными Штатами Америки.
Ничем хорошим для индейцев, спасших пилигримов, эта история, как мы знаем, не кончилась. Если в 1620-м году их на территории нынешних США было, естественно, 100%, то сейчас – 1,3%, да и то, если вместе с ними считать эскимосов Аляски, которые уже четыре года как категорически против, чтобы их именем называлось мороженое. Афроамериканцам (которых 13,4% от населения страны) этот праздник по сути чужд, как и выходцам из Азии (6%) и латинос (18,5%). А 60% белого населения, конечно, очень благодарны индейцам, но с каждым годом уровень благодарности падает синхронно с IQ, они сегодня съедят около 50 миллионов индюшек, выпьют и будут благодарить друг друга, не зная, что послезавтра закончится месячник индейцев Северной Америки и нужно благодарить их, а не, скажем, Кричевских, которые много лет назад прислали вызов. Даже те, кто знает, что уже 28 дней идёт месячник, не понимают его предназначения. Например, вчера комментаторы хоккейного матча “Чикаго” – “Даллас” сказали, что чикагцы (на груди которых красуется изображение вождя сауков Макатавимешекака по прозвищу “Черный ястреб”) одержали редкую в нынешнем сезоне победу, отметив тем самым месячник индейцев. Судя по всему, им неизвестно, что лого клуба придумала жена первого хозяина “Ястребов” полковника Маклафлина, воевавшего во время Первой мировой войны в американском батальоне “Чёрный ястреб”, а одноимённый вождь всю свою жизнь с увлечением скальпировал бледнолицых, сражаясь с ними за независимость иллинойских прерий.
…Это было в 90-м, мы уже десять месяцев находились в Чикаго. А еврейские организации тогда прикрепляли к вновьприбывшим какую-нибудь семью американских евреев – в виде шефства или, скорее, миссионерства, и эта семья должна была вводить отсталых советских евреев в курс хитрого американского государственного устройства, прививать им любовь и уважение к еврейским праздникам (в перечень которых почему-то входил и День Благодарения, хотя среди пилигримов иудеев ну точно не было), и поддерживать словом, делом и предметами первой необходимости.
Нашу, ещё в то время маленькую семью, помню, пригласили на ужин в какой-то очень большой дом в Линкольнвуде. Для начала хозяева попросили нас снять обувь, познакомили с приципом работы смывного бачка и деликатно сообщили, что плевать на пол категорически воспрещается.
Потом, уже за столом, расспрашивали о жизни в СССР. Про медведей на улицах, врать не буду, разговор не заходил, но наше умение пользоваться столовыми приборами вызывали у них и неподдельное удивление, и мрачную настороженность. Убранство стола, кстати, вызвало бы неподдельное удивление как индейцев, так и переселенцев. Мы съели мацу, бульон, по куриному крылышку, выпили кошерного, очень сладкого виноградного вина (от принесеннного нами армянского коньяка “Ахтамар” хозяева боязливо отказались и я выпил его сам под восторженными взглядами родившегося в под Двинском дедушки, каждый раз кричавшего: “На здррравьи!” и кашлявшего после этого минут по пять).
Нам подарили: обогреватель, лак для волос и ногтей (по отдельности, но бывшие в употреблении), старые галстуки, севшие и блеклые приблизительно от двухсот стирок майки, игру “Монополия”, слегка погнутый зонт, несколько пакетов макаронных изделий с просроченным сроком годности, утюг весом в килограммов восемь (привезенный, я так думаю, упомянутым дедушкой из Двинска в 1910-м году), месячную подписку на воскресные выпуски “Чикаго трибюн” и американский флаг.
Все, кроме обогревателя, купона на подписку и флага, мы выбросили в ближайший мусорник, а обогреватель – уже потом, когда выяснилось, что он не работает. Зато в одном из номеров “Чикаго трибюн” я нашел объявление о приёме на работу в фирму, которая искала специалиста по России с “обширными связями”. Об этом я написал рассказ, который опубликован в недавно вышедшей в Германии книжке “Красный волк”. Книгу можно заказать, кликнув прямо здесь:
https://bukinist.de/bookpod/ru/khudozhestvennaya-literatura/387095-krasnyj-volk-roman-v-rasskazakh-9783689599164.html. Недорого – $16.71 плюс символическая плата за пересылку и через 7-10 дней у вас на пороге будет лежать весёлый подарок к Новому году всем, кто умеет читать.
Между прочим, упомянутый флаг до сих пор развевается над баней моего друга в Юрмале (подозреваю, правда, что лишь тогда, когда мы приезжаем, но всё равно – благодарен).
Александр Этман.