– Только Чавеса!
– А Путина?
– Постараюсь.
– Валяйте!
Чавеса, который давно уже перешел в царство солнечных воинов, венесуэльский Киса изобразил довольно сносно, но Путин ему, мягко говоря, не удался. И вот на фоне этого ужаса в Каракасе состоялась церемония в поддержку действий России в Украине. Приехал посол Сергей Мелик-Багдасаров. Посол по понятным причинам старался не смотреть на изображение Владимира Владимировича и сосредоточился на окруживших мурал детях:
– Дети с флагами России и Венесуэлы, – сказал он, поёживаясь и покашливая, – символизируют наше будущее. Будущее по-настоящему суверенных и независимых государств и власти, которая существует во благо своего народа, а не во имя интересов транснациональных корпораций…
После чего дети дали концерт на фоне изображения на стене. Мелик-Багдасаров бурно зааплодировал после первого номера и уехал. Я не знаю, просил ли он потом Мадуро приговорить художника к смертной казни, а мурал уничтожить. Если и просил, то Мадуро отказал. Потому что нагрянувший в Венесуэлу весёлый блогер Илья Варламов застал и запечатлел “картину” на том же месте: возле нее справлял нужду мальчик – символ будущего. Как рассуждает нынче глубинный народ там и здесь: “Наши отцы просрали великую страну, но ничего: мы насрём её обратно”.
Заслуженный журналист всея русскоязычного Израиля Леонид Луцкий обратился к сетевой аудитории: “Народ, братья и сестры по ФБ и разуму! Почему вы так возмущаетесь актерской ватностью и сервильностью? Я о глупом и гадком пассаже актрисы Татьяны Васильевой (в девичестве Ицыкович), о ее высказывании о Чулпан Хаматовой. Или вы считаете, что наличие еврейского папы – гарантия высокого интеллекта? Большинство актеров внутри полые, у очень-очень многих вместо мозгов запоминающее устройство для фиксации текста ролей. Если я сяду напротив вас и скажу, что вы дерево, вы меня пошлете? Сто процентов. А если актеру скажет такое режиссер, он деревянную рожу скорчит и руки развесистой кроной раскинет. Так всегда с ними было. На одного Дурова, Басилашвили, Юрского приходился легион Лановых и Алферовых. И сейчас на одну Ахеджакову сколько Безруковых, Дюжевых и Драпек?!”. Иллюстрируя “полость” актёров, господин Слуцкий далее вспоминает свое интервью тридцатилетней давности с Ириной Алферовой и уничижительно отзывается об её интеллектуальных способностях (абсолютно, кстати, по-моему, “не в кассу”, да и не по-мужски это), клеймит на всякий случай Сталина и в конце этой приготовленной в спешке “солянки” добавляет в кастрюлю цитату Васильевой:
“Вот стою я здесь перед вами, простая еврейская баба, мужьями битая, раввинами пуганная, либералами стрелянная – живучая! Стою я и думаю – зачем я здесь? Гляжу я сейчас только на свое счастье, гляжу и верю: может, и мое словечко в новый закон-то о врагах России ляжет! Подняли нас сюда – вот и меня – вот на эту на трибуну – Путин и партия “Единой России”. Так будем биться за них и, само собой, за эту жизнь – до самой нашей последней главной роли!”
В завершение Луцкий еще раз спрашивает:
– Ну, почему вы не возмущаетесь высказываниями дураков-спортсменов, а полые актеры вас прямо в сердце ранят?
Ну, во-первых, лично меня не ранят. Я многих знаю. Никто, кроме Машкова, по-настоящему, не удивил. Порядочные люди, как правило, остаются порядочными, дерьмо – дерьмом, а мудаки – мудаками. Более того, я вам скажу: война здесь вообще ни при чем. И страна пребывания тоже. Тут у нас такие попадаются, и с папой-евреем и с мамой, что их на пьедестал непочёта можно ставить между Долиной (Кудельман) и Ицикович (Васильевой).
Во-вторых, я встречал и до сих пор дружу со спортсменами и актёрами, которые, ну как минимум, не глупее Луцкого.
В-третьих, конечно, существуют Долина, Басков, Васильева, Ваенга (которая в интервью Ксении Собчак так и не смогла за два часа связно закончить ни одного предложения) и другие “путинцы” от культуры – кто искренне влюбленные в вождя, кто по расчёту. Да и пусть говорят, как пел Рафаэль в одноимённом фильме 68-го года, которым заполонили советские экраны в дни вторжения в Чехословакию.
Есть те немногие, кто нашёл в себе смелость оценить действия Всадника Без Головы, откинувшего Россию на мировые задворки – с разной, впрочем, степенью определённости. И есть большинство, которое молчит. Чудесная Ксения Ларина с возмущением написала о том, что ни один актер Вахтанговского театра не возмутился тем, что премьер-министр Сергей Мишустин подписал распоряжение, согласно которому режиссер Римас Туминас, ранее покинувший пост худрука этого театра, исключен из числа лиц, которым присуждена премия правительства РФ в области культуры за 2021 год – за спектакль “Царь Эдип”. И привела много фамилий, среди которых и Максакова, и Маковецкий, и Князев, и Гуськов, и Виктор Добронравов, которого Туминас, безусловно, выделял и доверял ему самое сложное (его дуэт с Максаковой в “лауреатном” “Эдипе” – неописуем). А я вот этого не понимаю – мне кажется, что мы не имеем никакого права судить молчащих. Особенно из-за относительно пока благополучного бугра.
С 70-летним Туминасом (одним из лучших театральных режиссеров мира) произошла интересная история. Его разыграли знаменитые российские пранкеры Владимир Кузнецов (Вован) и Алексей Столяров (Лексус), которые от имени министра культуры Украины Александра Ткаченко предложили Туминасу поставить в Киеве героический спектакль “Мой друг Бандера”, на что режиссер согласился и добавил, что давно общается со своими московскими коллегами и ведет с ними пропагандистскую работу на тему Украины. При этом Римас откровенно заявил, что пришла пора “тех, кто откровенно высказывается (в поддержку Путина), удалять, не допускать, стереть из памяти, если это возможно”, – отметил он. Это было 4 мая, 6-го Туминас уволился из театра окончательно, а 16-го Мишустин подписал свой указ. Параллельно приблизительно в те же сроки министр культуры Литвы Симонас Кайрис… уволил Туминаса из созданного им Вильнюсского малого театра, назвав его “коллаборантом”, за то, что он не уехал из Москвы сразу после 24 февраля, а только в марте. Если верного путинского Мухтара – Мишустина – понять можно, то мудака Кайриса – нет, но я обещал не использовать совсем уж ненормативную лексику.
Туминас также сообщил, что никакой премии за лауреатство от правительства России не получал, что вильнюсские актеры за него заступались, а московские действительно нет, но он их понимает, и жаль ему не только “Царя Эдипа”, но и “Войну и мир”, и снятые с репертуара спектакли (все, замечу, шедевры – до единого), порушенные творческие планы, и что сейчас он едет работать в израильский театр “Гешер” (молодцы-еврейцы, подсуетились!), а потом в Венецию, в театр Гольдони. Нужно терпение – опять и опять приступать к своему труду, поднимать его на гору, как Сизиф поднимал свой вечный камень, опять и опять пробираться к вершинам. Господи, какой же мир еще несовершенный и кривой! Когда Бог делал человека, Он, видно, отвлекся на минуту, и человек убежал. Бог его звал: постой, вернись, я же еще не закончил, а человек кричал издалека – нет-нет, все уже хорошо, все нормально, спасибо, Господи! И так и убежал. То есть, остался недоделанным. Так мы и живем.
Дорогой Римас! Здоровья – прежде всего, учитывая, через что вы проходите. “…И вознесут тебя на руках своих, и будет усыпан цветами путь твой… И познаешь славу, но, познав её, не дай ей усыпить себя, ибо так будет не всегда. И настанет день, и любовь их обратится в ненависть, и те, кто нёс тебе цветы, станут бросать в тебя камни и плевать тебе вослед. И тут оставайся спокоен, ибо познал ты цену людской любви и ненависти. И увидел, что цена эта невелика…”
Это я услышал на вашей сцене…
Александр Этман